Кирилло-Белозерский монастырь
Вдали от шумных мегаполисов и оживленных современных магистралей, в 114км к северо-западу от Вологды, на берегу Сиверского озера находится один из хорошо сохранившихся старых городов России – Кириллов. Конечно, интернет и все блага цивилизации присутствуют и здесь, но они пока не развеяли то очарование глуши, которое дает ощущение пустоты и покоя, тишины и умиротворения. Попав сюда, кажется, что время замерло. Присущих современному городу черт в Кириллове мало. Зимой и летом женщины полощут белье в озере. Такси в этих местах нет, зато попутку поймать легко: суровый север научил людей помогать друг другу. Жители Кириллова кротки, просты и добры. По ухоженным дворам можно судить об их хозяйственности и трудолюбии. Неотъемлемый атрибут почти каждого двора - настоящая русская баня. Освежающая прохлада чистейшей воды, которую можно пить прямо из озера, «обжигает» тебя после парилки, очищает сознание и «опустошает» голову (в хорошем смысле), а «звенящая» тишина вводит в транс.
Изначально Кириллов являлся слободой Кирилло-Белозерского монастыря – своего рода исторической «жемчужины» Русского Севера. Почти в нетронутом виде со времен Московской Руси, на площади около 12 гектар расположился средневековый каменный город. Величественные стены и башни самого большого монастыря России видны еще на подъездах к городу Кириллову. Чтобы обойти всю обитель, надо прошагать несколько километров, пройти десятки различных помещений, переходов, лестниц, побывать в подвальном сумраке и с многоярусной высоты увидеть 20-километровую панораму окрестностей. Это уникальное обилие средневековых построек существует вдали от цивилизации.
Монастырь был основан в конце XIV столетия на землях бывшего Белозерского княжества, потерявшего к тому времени свою самостоятельность. Основал Кирилло-Белозерскую обитель один из наиболее последовательных учеников Сергия Радонежского – преподобный Кирилл (1337-1427), происходивший из знатного московского рода Вельяминовых. Будучи иноком, Кирилл работал в пекарне Симонова монастыря, где благодаря своим добродетелям и подвигам был замечен Сергием Радонежским, посещавшим Москву. Многочасовые беседы со своим учителем укрепили в вере и определили дальнейшую судьбу инока. Добродетели Кирилла были видны всем, и уже через десять лет он стал архимандритом Симоновской обители. Князья и вельможи часто приходили беседовать к Кириллу. Чем выше была его популярность в народе, тем сильнее стремился он к молитвенной тишине. Пытаясь найти покой и посвятить себя молитве, Кирилл сложил с себя обязанности игумена монастыря. Но и это не избавило его от почитателей. В 1397г., в возрасте шестидесяти лет Кирилл оставил Москву и направился в Белозерье вместе с Ферапонтом, иноком Симонова монастыря, который уже бывал в тех северных краях. Кирилл и Ферапонт выкопали себе землянки в лесу на берегу Сиверского озера. Через год Ферапонт ушел и основал поблизости другую обитель (ныне - Ферапонтов Белозерский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь), а Кирилл посвятил остальные тридцать лет своей жизни становлению и упрочнению своего детища на берегу Сиверского озера, за что в русской истории был назван Кириллом Белозерским. Вскоре к нему пошли иноки из Симонова и других монастырей. Со временем Кирилл наладил хозяйство обители, собрал хорошую библиотеку. По округе пошла молва, что пришедшие монахи якобы принесли из Москвы с собой некие ценности. Это послужило поводом к действию одного местного боярина – Федора, не гнушавшегося разбоем, который замыслил завладеть «сокровищами» и нанял разбойников. Снарядивши наемников, ночью вся банда отправилась к монастырю, но напасть в первый раз ей не удалось, как в прочем и последующие разы. Каждый раз, подходя ночью к монастырю, они обнаруживали у его ограды (стен к тому времени еще не было) тренирующихся ратников! Кирилл утверждал, что в монастыре никого нет. То ли Господь охранял обитель, то ли действительно те несколько монахов произвели на разбойников такой эффект, но у Федора появились смутные сомнения в правоте своих действий. После чего он покаялся и стал помогать монастырю.
О богатой духовной жизни монастыря можно судить по ее плодам. Среди пострижеников самого Кирилла были преподобные Савватий, основатель Соловецкого монастыря и Мартиниан, игумен Ферапонтова монастыря, и будущие основатели других северных монастырей. В конце ХV – начале ХVI веков Кирилловская обитель стала центром движения нестяжателей, сторонники которого признавали, что иноки, посвятившие себя Богу, не должны пользоваться чужим трудом, а «кормиться» могут лишь собственным «рукоделием». Одним из вдохновителей нестяжателей был бывший инок обители преподобный Нил Сорский.
Высокий духовно-нравственный авторитет основателя обители и кирилловских старцев стал фундаментом для превращения далекого монастыря в место царского богомолья. Иван Грозный имел в монастыре собственные кельи, неоднократно приезжал сюда и вложил в него более 20 тысяч рублей, а перед смертью даже постригся в монахи. Богатейшие боярские, княжеские, царские вклады и вследствие этого быстрый рост монастырских владений стали основой для активного строительства монастыря. Уже к концу XVI века на берегу Сиверского озера возник грандиозный по тем временам монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Уступая ей лишь в длине крепостных стен, он превосходил ее числом своих храмов. Вновь сооружаемые церкви обильно украшались иконами и всевозможной утварью. Опись 1601 года зафиксировала все монастырские постройки и их пышное убранство. Как основной, Успенский, так и возникший рядом с ним Ивановский, так называемый Малый монастыри — все они были обнесены крепостными стенами с восемью башнями. Внутри располагались девять каменных церквей, колокольня, казенная палата, поварня, ледники. В окружавших обитель хозяйственных дворах жили многочисленные ремесленники и промысловики. Среди них были известные иконописцы, серебряники, резчики по дереву, кузнецы. Монашеская жизнь по традиции формировалась при первом игумене обители согласно Устава. По сложившемуся обычаю, основатели монастырей передавали свой «закон» в духовном завещании или устно. Так был передан и Устав преподобным Кириллом Белозерским. В сохранившейся до наших дней духовной грамоте преподобного дано благословление всем, кого он оставил этом мире. Устав основателя обители регламентировал поведение иноков в церкви, в келье и во время трапезы. Сам же преподобный Кирилл питался «скромно и не до сытости». Меню его состояло из двух блюд и кроме воды он ничего не пил. В монастыре были запрещены мед и хмельные напитки. Позже, с середины XVI века, в русских монастырях на основе сложившейся практики появились письменные обиходники — краткие богослужебные уставы, которые довольно подробно регламентировали и описывали многие стороны монастырской деятельности. В отделе рукописей Российской Национальной библиотеки хранится больше десятка таких документов из собрания Кирилло-Белозерской обители. С конца XV века монастырь стал местом ссылки важных государственных деятелей. Здесь «смирялись» митрополиты, князья, бояре и даже царевичи. Среди «постояльцев» отмечен был и дед Петра I. В одной из башен по приказу Бориса Годунова был задушен Иван Петрович Шуйский, руководитель героической осады Пскова от Стефана Батория. Опальный патриарх Никон провел в ссылке в Кирилло-Белозерском и Ферапонтове монастырях 15 лет. Только в 1681 году, смертельно больной, он получил разрешение на переезд в подмосковный Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, но по дороге скончался под Ярославлем у стен Толгского монастыря. Как место заключения Кирилло-Белозерский монастырь использовался почти до конца XIX века.
В 1610 году стены монастыря уже достигали в высоту 5,5 метров. Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал яростное сопротивление неприятелю. Первые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году. В августе они подошли к стенам монастыря, но на прямой штурм не решились, а только разорили монастырские дворы и слободки. Хорошо подготовленный к осаде, с запасом провианта и вооружения, монастырь представлял грозную крепость, способную выдержать многочисленные штурмы многократно превосходящих сил интервентов. В декабре отряды, руководимые паном Бобовским и полковником Песецким, снова осадили обитель и произвели ожесточенный приступ. Находившиеся в монастыре стрельцы, монахи и монастырские крестьяне оказали упорное сопротивление. Нападавшие понесли большие потери, многих из них убили, часть утонула в Сиверском озере, в прорубленной во льду полынье перед стенами крепости. Во время штурма был убит пушечным выстрелом и командир наступавших — полковник Песецкий. Противник отступил, но еще долго поляки, литовцы, «воровские казаки» и всевозможный сброд из наёмников продолжали жечь и грабить близлежащие монастырские села и деревни. Почти пять лет обитель находилась под угрозой нападения и была отрезана от своих вотчин.
После разгрома интервентов монастырь довольно быстро справился с разорением. Уже около 1630 года начался ремонт разрушенных и сооружение новых стен, был выстроен ряд новых зданий.
Возведение грандиозной непреступной крепости на берегу озера среди лесов и болот диктовалось рядом причин. Фактически, являясь северным форт-постом России, монастырь требовал укрепления. Кириллов прикрывал важнейшее разветвление водных путей, ведущих из Москвы к Заонежью и на Северную Двину. Очередная опасность, грозившая в этот раз со стороны Швеции, подтолкнули царя Алексея Михайловича на строительство новых укреплений с целью сделать монастырь непреступной крепостью. К тому же постоянные восстания требовали позаботиться о создании надежного убежища на Севере. В течение 30 лет была отстроена Великая государева крепость. Возведенная стена, увеличила площадь монастыря вдвое. Новая территория была названа «Новым городом». Высота стен одной из мощнейших крепостей России составила 11 метров, длина – 2 км. Высота Ферапонтовой (Московской) башни составила 40 метров. Патриарх Никон сказал о монастырях-крепостях, стоящих на страже России так: «Первый - монастырь Святой Троицы (ныне Троице-Сергиева лавра), он больше и богаче остальных; второй – Кирилло-Белозерский, он крепче Троицкого; третий монастырь – Соловецкий». В результате постоянного строительства при монастыре сформировался целый штат искусных строителей. Но новой крепости так и не суждено было вновь увидеть неприятеля. Реформы Петра I, основание Петербурга, выход России в Балтийское море, отстранили монастырь от политического и военного участия в истории государства. Потеря оборонительного значения привела к тому, что уже в 1701 году из него стали вывозить оружие, боевые запасы, колокола. Строителей и мастеров Петр I истребовал для государственных нужд на другие объекты. В 1740 году монастырь владел сотнями деревень с 21 тысячью крестьян. Однако реформы Екатерины II постепенно привели монастырь к упадку. Во второй половине 18 века монастырь стал сдавать опустевшие здания в аренду под размещение городского казначейства, уездного Духовного училища, под склады для хлеба, вина, соли. Позднее там же появились соляные магазины. Почти сто лет на территории обители размещалась Кирилловская городская и уездная тюрьма. В 1877-1878 годах в ней содержали пленных горцев. В 1924 году монастырь закрыли, в его помещениях устроили музей. В музейный период храмов не разрушали, более того – велись реставрационные работы. Ныне крепостные стены и большинство зданий выглядит достаточно благополучно.
Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия - с конца XV и до конца XVII века, и делится на три части: Успенский монастырь - древнейшая и основная часть монастыря, Ивановский монастырь - в котором жили больные и престарелые иноки, и Новый город, пристроенный в 17 веке.
УСПЕНСКИЙ (БОЛЬШОЙ) МОНАСТЫРЬ
Главный вход расположен у Казанской башни. Мощенная камнем дорога, с вековыми березами по бокам, ведет к Святым вратам (1523) с церковью Иоанна Лествичника (1572). На воротах сохранилась роспись 1585 года. Пройдя Святые ворота можно войти в Успенский монастырь. Здесь на значительной площади сосредоточены основные постройки. В ансамбле Большого монастыря доминирует кубический объем одноглавого Успенского собора, который был возведен в 1496 году за пять месяцев артелью ростовских каменщиков. Собор стал первым каменным зданием Русского Севера! Архитектурные формы собора близки Троицкому собору Троице- Сергиевой Лавры и Успенскому собору в Звенигороде. Однако Кирилловский собор превосходит их своими размерами. Массивный, приземистый, сооруженный на невысоком холме, на берегу Сиверского озера, он поражает своим изяществом и тонкостью внешней отделки. Собор не раз перестраивался, в 1641 году был расписан костромскими мастерами, позднее работавшими в Успенском соборе Московского Кремля. Собор и храмы Успенского монастыря являются усыпальницами князей Воротынских, Телятевских, Шереметевых. Когда-то украшением храма был четырёхъярусный иконостас, созданный в 1497 году. В настоящее время выявлено всего около 60 икон, входивших 500 лет назад в его состав.
В 1554 году с северной стороны к собору пристроили придел святого Владимира. Это небольшой храм, в облике которого угадываются в миниатюре черты Успенского собора. В 1645 году к Владимирской церкви над захоронением князя Федора Андреевича Телятевского пристроили новый храм - церковь святого Епифания Кипрского. По своим размерам она лишь немногим больше церкви святого Владимира, а ее общая композиция и элементы декора почти точно повторяют первую. С южной стороны Успенского собора в 1794 году выстроили церковь Кирилла Белозерского, выполненную в стиле провинциального барокко. Рядом с Успенским собором размещается церковь введения Марии во храм с трапезной (1519) – вторая каменная постройка монастыря. Действующий в монастыре общежительный Устав предполагал ежедневные совместные молитвы иноков и общую трапезу, на которую нередко приглашались гости и паломники.
Введенскую церковь так же строили признанные каменщики. Они выстроили церковь в 1519 году на склоне холма в непосредственной близости от Успенского собора, тем самым подчеркнув ее особое значение в жизни монастыря. К Введенской церкви вплотную примыкает колокольня. В конце XVIII века на ней находилось 26 колоколов, в том числе и большой колокол весом 1200 пудов. Почти весь набор монастырских колоколов был уничтожен в 1930-е.
С востока к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила (1534). Это одно из самых интересных монастырских сооружений, которое было воздвигнуто в честь рождения царя Ивана Грозного. Архитектурные формы церквей Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи значительно отличаются от Успенского собора. В них нашли отражение те новые черты, которые внесли в московскую архитектуру итальянские зодчие. Лучше всего это проявилось в церкви Архангела Гавриила.
На западной стороне от Успенского собора находятся Настоятельские (архимандричьи) палаты, построенные в XVII веке. Колонны к ним пристроили в ХIХ веке. Помимо покоев главы монастыря здесь находились покои для знатных гостей.
Монашеские кельи XVII века выделяются своими размерами, сложностью и живописностью. Совершенно уникальная их особенность – включение во внутреннюю планировку световых двориков, вокруг которых концентрировалась замкнутая жизнь братии, отделенная от внешнего мира.
Священнические кельи (XVII век) расположены к востоку от собора и имеют простую планировку. С южной стороны к Священническим кельям примыкает монастырский архив (XVII век). В этом келейном корпусе был заключен патриарх Никон. С 1778г. на протяжении многих лет располагалось кирилловское уездное Духовное училище, а в годы Первой мировой войны— госпиталь для больных и раненных.
За кельями и справа от них виден большой участок старой крепостной стены с надвратными церквями Преображения Господня и Иоанна Лествичника. К концу XVI века она заменила деревянные укрепления Успенского и Ивановского монастырей. Высота стен первоначально достигала 5,5 метров. В 1610 году во время возникновения угрозы польско-литовского нападения стены надстроили, а с северной стороны, наиболее уязвимой, пристроили новое укрепление – Острог. Эта крепость в 1612 году выдержала многолетнюю осаду.
В церкви Иоанна Лествичника, которая в летнее время открыта для осмотра, почти полностью сохранилось первоначальное убранство интерьера. В главном иконостасе храма размещаются деисусные и пророческие иконы XVI века. Часть образов из местного ряда находится в Государственном Русском музее.
Большие Больничные палаты в 1643-1644 годах строили местные каменщики. За образец взята больничная церковь св. Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевой Лавре, выстроенная десятью годами раньше. На западной стене трапезной возвышается небольшая звонница на двух столбах, несколько напоминающая звонницы, сохранившиеся в и Новгороде.
Церковь преображения Господня (1595) возведена над Водяными воротами, служившими парадным входом со стороны Сиверского озера. За ними находилась удобная небольшая бухта, в которую входили речные суда. Внутри церкви сохранился четырехъярусный иконостас. Состав его не совсем обычен. Он, несомненно, связан с господствующей тогда идеологией Москвы как «третьего Рима». Основу деисусного чина составляют русские святые митрополиты и чудотворцы, распространявшие православие на Русском Севере.
Почти без изменений сохранился домик келаря или Келарский корпус. Пройдя через Келарский корпус, вы попадаете в хозяйственный двор, в котором размещались свои поварня с шестью каменными очагами, кузница и летний квасной погреб, над которым в 1655 году была сооружена обширная каменная оружейная палата. Описи монастырского имущества перечисляют до 8500 единиц холодного оружия. В 1786 году своды Оружейной палаты рухнули и погребли под собой часть монастырского вооружения. В 1980-е годы здание поварни было отреставрировано. В ходе работ из завалов Оружейной палаты были извлечены фрагменты стволов и лож мушкетов, карабинов и пистолетов, находящихся когда-то на вооружении кирилловских ратников.
ИВАНОВСКИЙ (МАЛЫЙ) МОНАСТЫРЬ
С 1997 года на его территории возобновилась деятельность мужской монашеской общины. В связи с этим детальное знакомство с памятниками Ивановской обители возможно только с разрешения монастырских властей. Частично это можно решить путем осмотра его территории со второго и третьего ярусов восточной части крепостной стены Нового города, поднявшись на стены у Вологодской башни. Началом каменного строительства на территории Малого монастыря послужила постройка церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского (1531-1534). Позднее территория вокруг нее была обнесена невысокой каменной стеной и стала носить несколько обособленный мемориальный характер, связанный с посвящением престолов в церквах преподобному Кириллу Белозерскому и преподобному Сергию Радонежскому, его духовному учителю. Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще две известные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Деревянная часовня, по преданию, была сооружена собственноручно Кириллом по приходу его на Белоозеро в 1397 году. Существующая постройка поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры XIV века. Каменная сень на дней возведена в начале XIX столетия. Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века. Такой тип часовни был широко распространен на Севере России. По преданию, крест был поставлен на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом».
НОВЫЙ ГОРОД
В 1653 году был подписан царский Указ о строительстве новых крепостных сооружений в Кирилловском монастыре. Грандиозное строительство продолжалось около 30лет. За этот срок была возведена крепость, равную которой по величине и огневой мощи трудно было найти в Русском государстве. Руководил строительством городовой старец Кирилл Иванович Серков. С возведением крепости под названием Новый город территория обители увеличилась вдвое, протяженность стен составила почти 2 километра. Высота стен Нового города около 11 метров, толщина 7 метров, В плане монастырь получил вид неправильного четырехугольника, в углах которого разместились высокие граненые башни. Однако никакие технические параметры не в силах объяснить поразительное воздействие этого величественного ансамбля на взор и душу человека. Сооружением Нового города закончился последний крупный этап монастырского строительства. С выходом России в Балтийское море вначале XVIII века отпала необходимость в северных крепостях, утратили свое былое значение и торговые пути, проходившие вблизи монастыря. Реформы Петра I и Екатерины II положили конец экономическому могуществу обители. Крепостные стены пришли в ветхость, своды местами обрушились.
С 1997 года для осмотра открыт значительный участок крепостных стен у Вологодской башни. С 2003 года для посетителей был музеифицирован и интерьер ее первого яруса. В летнее время приятно прогуляться по отреставрированному участку крепостной стены XVII века. Со второго и третьего яруса стены открывается прекрасный вид на сооружения Кирилло-Белозерского монастыря, Сиверское озеро, город Кириллов. На территории Нового города с 1958 года сохраняется уникальные памятники русского деревянного зодчества - церковь Ризоположения из села Бородава (1485) — древнейшее деревянное сооружение Русского Севера. Рядом с ней — ветряная мельница XIX века, перевезенная из деревни Горка. Таких мельниц в Кирилловском уезде было великое множество, сейчас сохранились только одна.
МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Основные экспозиции Музея-заповедника располагаются в Настоятельских кельях. В июне 1999 года, после окончания реставрационных работ, обновленное здание распахнуло двери перед многочисленными своими посетителями. Более 700 экспонатов, размещенных в 9 залах первого этажа, свидетельствуют о богатой и славной истории древней обители и выросшего возле неё города Кириллова. В XVI – XVII Кирилло-Белозерский монастырь был одним из наиболее почитаемых на Руси. Получая вклады от многих князей и царей, он стал сокровищницей художественных ценностей. Жалованные грамоты царей предоставляли монастырю значительные льготы. Так например грамота царя Алексея Михайловича, подтверждавшая право на беспошлинную ловлю рыбы, является великолепным памятником письменности XVII века. Даже сохранилось кресло, вероятно, сделанное самим опальным патриархом Никоном. В этом же зале внимание посетителей привлекает и герб Российской империи, созданный в память посещения монастыря императором Петром I в 1722 году.
ПЕРЕЙТИ В ФОТОГАЛЕРЕЮ: