ФОТОГАЛЕРЕЯ ЭКСТЕРНШТАЙН
Немцы поражают своим отношением к природе! Удивительно, как в самом центре Европы, густонаселенной, напичканной промышленными предприятиями, они умудряются сохранять леса, практически в их первозданном виде. Из иллюминатора, с самолета - эти леса кажутся небольшими темно-зелеными островками на земле, "изрезанной" автобанами. Но попадая внутрь, ощущаешь энергетику древнего леса, запах, шум, пение птиц!
Экстернштайне (Экстернштайн) - уникальный каменный комплекс c гротами, расположенный на окраине Тевтобургского леса (земля Северный Рейн-Вестфалия), неподалеку от города Паддеборн (~ 20км). История этого памятника природы и культуры овеяна тайнами и базируется до сих пор на гипотезах, которым нет числа, как и нет полного подтверждения хотя бы одной из них. По одной из версий этим скалам более 1100 лет, что подтверждают результаты лабораторных анализов горной породы, которую брали из гротов. По другой версии озвучивают еще одну цифру - 6000 лет! Споры и исследования продолжаются по сей день. Так, чем же примечателен Экстернштайн? Признаться честно, я не видел, чтобы это место особо рекламировали в турах, предлагаемых в Германию. Мое внимание оно привлекло после прочтения некоторого материала, касаемо третьего рейха и вызвало желание познакомиться ближе.
Экстернштайн - святилище в немецкой Вестфалии, культовое сооружение дохристианской эпохи. По народным преданиям, эти камни были воздвигнуты за одну ночь, а затем сожжены дьяволом, вследствие чего оплавились и получили округлость и гладкость форм. На кой это надо было дьяволу - народное придание умалчивает...
Добравшись до Тевтобургского леса мы по навигатору без труда нашли это место. Главное не проскочить указатель поворота. Съехали по указателю в сторону археологической зоны (зоны отдыха). Как всегда, у предусмотрительных немцев все отлично организовано: под парковку отведена довольна большая площадка на ровной поляне. Оставив машину под кронами Тевтобургских дубов мы двинулись по направлению указателей. На лесной дороге ведущей к мегалитам (хотя, конечно, эта формулировка не совсем подходит для характеристики скал) нас встретила деревянная скульптура древнего чудища. Похоже на крокодила (!!!), сделанного из цельного ствола многовекового дуба, диаметром около 1,5 метра. Пройдя сотню метров мы вышли на очень живописную, открытую поляну и уже издали, над верхушками деревьев, на фоне неба увидели каменные головы скал. Живописная картина, своим очарованием действительно напоминала картинку из детской книги сказок. Первый вопрос, который, наверное задал каждый оказавшийся здесь - каким образом каменные глыбы такого размера оказались на местности с таким ландшафтом!? Ни гор, ни скал в округе нет на сотни км. Местность холмистая, с небольшими перепадами высот. Ответ, наверное могут дать только предания народного эпоса!
Признанное ученными всех мастей место силы с доисторических времен было пристанищем паломников. Экстернштайн служил попеременно крепостью, местом развлечений и тюрьмой. Теперь сюда едут туристы со всего света. Хотя я все же могу сказать, что немцев среди посетителей, в день нашего посещения, было подавляющее большинство. Для немцев это место и вообще Тевтобургский лес - как для индусов Варанаси, а для англичан Гластонбери-Тор или Стоунхендж! Тем более, что с последним Экстернштайн располагается на одной широте и обладает той же необъяснимой мощной энергетикой! По одной версии, здесь располагался основной центр культовых церемоний каменного века и использовался в ритуальных церемониях еще древнегерманскими племенами задолго до прихода христианства, по другой - начало его использования в религиозных целях относится к XII веку. Обнаруженная система излучений энергии стала причиной того, что Экстернштайн был не только святилищем, но позднее, с приходом христианства в эти места - местом, где селились христианские монахи-отшельники, которые и оставили многочисленные укромные гроты и проходы в скалах. Назначение одних пещер не вызывает сомнений - это были молельни. Для каких целей использовались другие - до сих пор загадка: есть здесь и ступени, ведущие в никуда, и непонятные платформы и ниши, и высеченная в скале гробница, и просверленные в скалах мелкие и крупные отверстия.
Каждый, кто побывал здесь, согласится, что представившаяся картина завораживает: небольшая долина, окруженная старым дубовым лесом. Посредине возвышаются пять скал, выстроенных по прямой линии. Самая крупная - северная скала. О ее размерах можно судить взглянув на соотношение пропорций с человеческим ростом. В ее нижней части высечен барельеф, носящий название «Снятие с Креста» и признанный шедевром средневекового искусства. Барельеф считается самым большим из созданных в естественном ландшафте. Чтобы лучше осмотреть скалы, нужно заплатить 2 евро. Часть комплекса обнесена оградой. Забраться наверх можно по высеченным ступенькам. Вершина северной скалы со временем стала плоской и отлично подошла под смотровую площадку. Смотровая площадка приблизительно на 10 метров ниже верхушек соседних скал. В некоторых скалах высечены тоннели и комнаты. Везде аккуратно установлены перила, чтобы кто-нибудь ненароком не свалился. Лазать «дикарем» по скалам не принято! Между третьей и второй скалой переброшен пешеходный мостик. Мостик довольно крепкий, и я не соглашусь с некоторыми авторами, утверждающими, что он «шаткий». Вообще, мне перила и мостик внушили доверие. По этому мостику можно попасть к примечательному месту - небольшой молельне, которая высечена в верхней части скалы. Крыши у молельни нет, а на ее восточной стороне находится куполообразная ниша с алтарем в форме колонны, не вписывающимся ни в один из привычных стилей церковной архитектуры. Непосредственно над алтарем расположено круглое окно шириной 50 см, являющееся по сути пеленгатором (по другой версии - линзой, фокусирующей энергетические потоки). Исследования, проводившееся здесь в ХХ веке показали, что окно направлено одновременно на точку летнего восхода солнца и самую северную точку восхода луны - две важные астрономические координаты, отмечаемые во многих каменных кругах и аналогичных сооружениях доисторической эпохи. По-видимому, молельня была построена так высоко над землей для того, чтобы удобней было наблюдать восход солнца и луны. А установленный факт расположения Экстернштайне, который находится на одной широте (51-я широта, чем то очень важная для геомантии) со Стоунхенджем, доказывает важность этого астрономического ориентира, как для древних европейских астрономов, так и для жрецов.
В 722 году на смену язычеству в Германии пришло христианство, а места культовых поклонений перешли по наследству к новой религии. Где то в районе первой скалы стоял Ирминсул - древнегерманский символ, дерево жизни (мировое дерево, земной столп, поддерживающий вселенную), который встречается у некоторых древних народов. По приказу Карла Великого его уничтожили. Христианские отшельники, затем цистерцианские монахи, из монастыря в соседнем Падерборне, использовали выбитые в камне гроты в качестве молелен и жилья. Ниша в первой скале стала символом гроба Господня в Иерусалиме. Некоторые гроты монахи расширили, а 50-тонная плита у подножия скалы-колонны навела ученных на мысль, что она (плита) была прежде боковой стеной молельни, расположенной наверху или являлась крышей молельни-обсерватории! Монахи разрушили святилище, чтобы очистить его от языческой предыстории и сделать пригодным для проведения христианских богослужений. Барельеф «Снятие с Креста» был высечен примерно в 1120 году. Важной деталью барельефа является Ирминсул. Чтобы показать превосходство христианства над язычеством, он на изображении символически согнут в дугу, как бы служа опорой для ног Никодима (согласно библии, Никодим участвовал в снятии с Креста тела Иисуса). Утверждают, что ноги Никодима отбиты намеренно. Местные жители объясняют, что это было сделано язычниками, мстившими христианам за надругательство над их символом - Ирминсулом. Так или иначе, в вандализме замечены обе стороны. Многочисленные посетители за тысячелетие оставили следы своего прибывания. Какие надписи к какому периоду относятся могут сказать только археологи.
И еще немного о другой стороне истории Экстернштайне. С легкой руки рейхсфюрера комплекс Экстернштайн стал святыней новой германской религии, который потом окрестили памятником национал-социализма. Гимлер верил, что вертикальные песчаниковые скалы были свидетелями языческих ритуалов и побед древних германцев. Поэтому нацисты с самого начала восприняли скалы Экстернштайна как некое культовое сооружение, которое будет иметь огромное значение при создании неязыческой религии Третьего рейха. Несколько поколений немецких националистов верили, что именно там находилось святилище племени херусков. В 1939 году весь район, раньше служивший любимым местом гуляний вестфальских жителей, объявили «запретным». Его взяли под охрану войска СС, а археологи из «Аненербе» («Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») приступили к широкомасштабным раскопкам, а чуть позже «Аненербе» выпустило несколько книг о «магических скалах», которые перед изданием самолично просматривал и одобрял лично рейхсфюрер. Подобными «учебниками» снабжались все эсэсовцы - для них эти книги служили специфическим путеводителем во время посещения Экстернштайна, которое стало почти обязательным ритуалом для офицеров СС. Рейхсфюрер считал живописные скалы «священным местом», тайны которого пока недоступны пониманию. Более того, Экстернштайн получил статус «Святилища СС», и «черный орден» проводил здесь свои ритуальные церемонии в день летнего солнцестояния, а также фантастические театрализованные мистерии вроде «Торжества германцев над египтянами». О популярности этих скал среди СС-овцев свидетельствует встречающаяся среди нацарапанных символов свастика, которую пытались усердно затереть послевоеные поколения немцев.
Окрестности вокруг Экстернштайне истоптаны туристами, но мало изучены на предмет их энергетического воздействия на человека. Монахи, жившие здесь в средние века, выкопали пруд, где разводили рыбу для своего пропитания. Сейчас этот пруд довольно гармонично вписывается в сказочную картину Экстернштайна. Проход между скалами считается энергетическим коридором, пройдя через который попадаешь в сказочный лес, в котором идеально было бы снимать сказки братьев Гримм. Огромные валуны будто выложены чьей-то рукой, а старые дубы имеют очень причудливые формы стволов и корней. Лесные дороги не закатаны асфальтом, все максимально приближено к первозданному виду, что очень располагает к этому месту! Поражает то, что находясь почти в самом центре Европы, это место сохранило свою целостность, как будто какая то неведомая сила охраняла и отводила от него все напасти. Столько войн, битв в разные века бушевало в этих местах - и все как-то «мимо», будто какая-то неведомая сила охраняет его до наших дней.
Еще одна достопримечательность, которую я рекомендую посетить, находится в 15 минутах езды от Экстернштайне (Externsteine). На одном из холмов Тевтобургского леса, недалеко от Детмольда, установлен памятник Арминию (Hermannsdenkmal). Рост национального самосознания в ХIX веке в Германии толкнул немецкую общественность на поиск в своей истории персонажей и событий, которые могли бы олицетворить идею национального единства и величия германской нации. Арминий, в образе херуска Германа, стал особой мифологической и символической фигурой в Германии. В 9 году н.э. племена херусков под предводительством Арминия, разгромили в этих местах римского генерала - Публия Квинтилия Вара, командовавшего лучшими легионами Октавиана Августа. Эта победа стала поворотным пунктом в борьбе между Римом и германскими племенами. Рим потерпел сокрушительное поражение и перешел от нападения к обороне. Германцы жестоко разделались с римлянами, отрубленную голову Публия Квинтилия Вара отправили в Рим(!). Вот что писал об этом Тацит: "...посреди поля белелись скелеты, где одинокие, где наваленные грудами, смотря по тому, бежали ли воины или оказывали сопротивление. Были здесь и обломки оружия, и конские кости, и человеческие черепа, пригвожденные к древесным стволам. В ближних лесах обнаружились жертвенники, у которых варвары принесли в жертву трибунов и центурионов первых центурий...". Эрнст фон Бандель, автор памятника Арминию, предположил, что судьбоносная битва, положившая начало освобождения германских земель от римского господства, произошла где то в этих местах, и в 1838 году заложил здесь памятник, посвящённый победе германских племен под предводительством Арминия над римской армией (тем же периодом датируются возведения таких памятников как Вальхалла и Памятник Германии). Строили памятник долго, почти 37 лет! В итоге монумент высотой более 53 метров расположили на вершине 386-метрового холма. Статуя Арминия высотой 26,57 метра состоит из стального каркаса, покрытого снаружи медными пластинами. В правой руке, обращенной на запад, в сторону Франции(!), фигура держит меч длиной 7 метров и весом около 550 кг. Левая нога попирает орла - символ римских легионов. На мече выгравирована надпись: «Deutsche Einigkeit, meine Stärke Meine Stärke, Deutschlands Macht.» (В единстве Германии моя сила, В моей силе мощь Германии). На постаменте в нишах также имеются надписи, прославляющие кайзера Вильгельма и победу Германии над Францией в 1871 году и т.п. На верху постамента есть смотровая площадка. За те же 2 евро можно подняться и насладиться живописной панорамой, открывающейся перед вами.
Немцы потрясающе организовали досуг на територии, окружающей памятник Арминию. Вдоль аллеи, ведущей к монументу установлены памятники выдающимся деятелям Германии. Монументы, обелиски, памятные доски очень органично вписали в лесной пейзаж. Многие семьи с удовольствием проводят здесь свои выходные совмещая изучение своей истории с активным отдыхом. Занятия на свежем воздухе найдутся для всех возрастов. Для самых маленьких построены детские городки с горками и качелями. Для семей с детьми постарше построенные целые города на деревьях! Сотни метров канатных дорожек, лесниц, тарзанок подвешенных на ветвях деревьев увлекают на световой день представителей всех возрастов и полов. Инфраструктура возле Экстернштайне и монумента Арминию включает небольшой музей, магазин сувениров и ресторанчик с приемлимыми ценами. Приятно обрадовало присутствие среди обслуживающего персонала русского официанта, который искренне был рад землякам, любезно с нами поболтал и дал несколько дельных рекомендаций относительно осмотра окрестностей. Вообщем, рекомендуем посетить эти святыни немецкой истории и, по возможности, выделить хотя бы день для неспешного просмотра.
ПЕРЕЙТИ В ФОТОГАЛЕРЕЮ ЭКСТЕРНШТАЙН